Я Маша. Живу я в замечательном  городе у моря - Мариуполе. Учусь в восьмом классе. У меня есть мама. Она для меня пример. Ее оптимизм, умение найти выход из любой ситуации, неиссякаемое чувство юмора очень часто помогает мне по жизни. Иногда со мной происходят  удивительные истории.

Перед тем как мы создали свою Школьную Службу Согласия (ЛЮДИ «М»), я и мои друзья прошли обучение от тренеров из Института мира и согласия (ИМиП).

Но расскажу все по порядку.

В конце марта, перед весенними каникулами, к нам в школу приехал Павел, которого мы сразу полюбили, потому что он нас забрал с урока алгебры.

Все дети с восьмого по десятые  классы собрались в актовом зале, где Павел и его коллеги приготовили для нас презентацию. На самом деле, мне было скучно, но когда я услышала, что речь идет о психологии, сразу «проснулась» и взяла анкету.  Когда на следующий день к нам пришла психолог и спросила: «Кто поедет?»,  я, конечно, подняла руку, ведь я за любой кипишь (если мама отпустит). Кстати, изначально мама была против, но узнав, что меня не будет целый день дома, и там будут кормить, то она почему-то сразу согласилась.

На протяжении четырех дней,  я и мои друзья  ездили на другой конец города, рассматривая красивый вид на море и металлургический завод  из окна маршрутки…

В первый день наша команда выехала за полтора часа раньше, чтобы не опоздать. Мы пришли первые, и только минут через пятнадцать  подъехали  ребята из других школ. Нас завели в какую-то школу, забрали нашу одежду и отвели в актовый зал. Сначала было страшно, потому что сидели в этом огромном помещении одни, но пришла «фея» - Даша и сказала о количестве еды, которое будет нам доступно, и мы поняли, что не всё так страшно, как казалось. Мы ненавязчиво спросили: «А можно остаться тут жить?».

И вот нарисовался «прекрасный Аполлон»  -  Роман. Сначала он представился, затем начал объяснять, зачем мы здесь и на что мы подписались. А мы подписались на РАЙ. Четырехразовое питание (ВКУСНААААА), необычные занятия, прогулки к морю, свобода слова, новые интересные знакомства…

Дальше началось распределение девяти тренеров.  Роман на листиках написал номер школы, и каждый тренер вытягивал свой. Роман предупредил, что есть более опытный тренер Алёна.  Я и мои друзья, не сговариваясь, конечно, сразу начали молиться, чтобы она досталась нам. Алена вытягивала первая, а мы, скрестив пальцы, услышали номер нашей школы – «63»!!! Мы отреагировали достаточно спокойно (нет): мы вопили от радости, кто-то звонил и заказывал оркестр, кто-то звонил бабушке с криком «ВЫЕЗЖАЕМ, НАКРЫВАЙ ПОЛЯНУ», короче нормально для нас.

После презентации нас распределили  по кабинетам. Когда мы зашли в свой 20 кабинет, то заметили «странных детей», оказалось, что это наша группа из третьей  школы (ну как выяснилось позже,  это было сказано еще тогда, когда распределяли группы и тренеров, но мы слишком были заняты «бабушкой»).

В кабинет вошла посланная нам Богом Алёна и мы начали знакомство. Стулья стояли по кругу, мы стали в круг, повторяя вместе слова…  Меня это  насторожило  - возникли ассоциации: не секта ли это? куда я попала?

Однако дальше мои сомнения улетучились. Тренер  предложила игру: каждый сделал себе почту, затем на листиках мы написали свои имена, и положили в коробочку из-под обуви (38, NIKE). Потом каждый вытащил имя, того человека, которого он должен оберегать в течении тренинга,  делать приятности и т.д.

Затем  мы приступили к обучению. Каждый день я узнавала что-то новое и интересное для себя. Часто мы делали разминки. Еще чаще кушали, а еще чаще учились. Обучение происходило в непринужденной атмосфере, не было напряжения, как часто бывает в школе. Каждого, кто хотел высказаться, по очереди слушали. Я чувствовала уважение к себе и своим мыслям. Каждый день я просыпалась в пять утра, и не важно, что тренинг начинался  с девяти… Я была рада, что познакомилась с такими людьми, которые делились знаниями, умели слушать и поддержать. И вообще, я решила связать свою будущую профессиональную деятельность с медиацией…

Но самым интересным был четвертый день, когда мы, к сожалению, закончили наше обучение и снова все встретились в актовом зале. Каждая из пяти групп, представляла презентацию себя и то, чему мы научились за эти дни.

Мы все встали, и собирались давать клятву медиатора. Я, разумеется, позвонила маме, и спросила, можно ли поклясться, но мама сказала: «Ты шо с ума сошла? Забыла, шо бабка говорила, шо клясться нельзя?!». Но я же рискованная, поклялась, ведь моё желание стать медиатором не имеет границ.

После этого началось вручение сертификатов. Я, поднимаясь по лестнице, чуть не упала, а перед этим разлила компот на свою подружку. Всё нормально, у меня просто так часто бывает. Ну так вот, каждому вручили сертификат, а незнакомые люди нам бурно аплодировали. Меня переполняли восторг, радость.  Я чувствовала себя частичкой большой команды. Хотелось быстрее поделиться этим с мамой.

Наконец-то я и мои друзья – МЕДИАТОРЫ!!!

Дома я устроила медиацию для мамы и брата, а затем для мамы и бабушки. Ура! Стороны успешно договорились!!! Мама мною гордилась! Теперь у нас в семье есть личный медиатор!

На следующий день, придя в школу, перед тем как зайти в класс, скрестив пальцы и думая: *лишь бы не секта*, одноклассники закричали: «СЕКТАНТЫЫЫ». Когда мы объяснили, кто мы и чему научились, они  нас зауважали. Мы стали ходить по классам и рассказывать о нашей службе. Было неловко ходить в девятые и десятые классы, но ладно, мама сказала, что всё нормально,  у тебя получиться.  Также, мы презентовали ШСС учителям, которые внимательно слушали и задавали вопросы. Приходилось импровизировать.

Часто мы собирались в кабинете ШСС и практиковались «на кошечках», оттачивая свое мастерство ведения медиации.

Кстати, кабинет нам хорошо обустроили. Теперь нам удобно проводить медиации и вообще работать, особенно за столом – это теперь наша «всеобщая любовь».

Вскоре нас стали узнавать, как дети, так и учителя. Однажды, на уроке физкультуры, я, конечно, не занималась, и учитель, когда произошел какой-то конфликт между двумя девочками из пятого класса, подошел ко мне со словами: «Так, ты у нас медиатор? А ну пойдем решать конфликт!»

Наконец-то в нашу службу обратились пятиклассники. Первый мой опыт был интересным, но всё оказалось не так просто, как я ожидала. Это было настолько неожиданно, что я даже не успела позвонить маме, что бы она принесла мне Валидол. Я вспомнила все, чему нас научили: что произошло? эмоции, потребности, интересы, какой выход видите из ситуации? Мальчики отвечали не совсем так как мне бы хотелось.  В какой-то момент я растерялась, но вспомнила «Золотые правила медиации» и  свою любимую маму… Все стало на свои места. Конфликтующие стороны подписали СОГЛАШЕНИЕ! Теперь эти мальчишки мои младшие друзья!  Они издалека машут мне при встрече, здороваются, называют по имени.

Кстати, вспомнила. Я ведь и сама побывала в роли конфликтующей стороны…  Для меня это получился ну очень ценный опыт. На собственной «шкуре» прочувствовать, как это отвечать на вопросы медиатора. Скажу я вам честно - нелегко, тем более,  когда напротив бывшая подруга, особенно когда тебе вспомнили «старые  грехи». Теперь я еще больше понимаю людей, находящихся в конфликте. Но зато какое облегчение, когда все претензии  озвучены и понятно, что хочет  и может другая сторона! Да здравствует МЕДИАЦИЯ!!!

А еще я была «хранителем круга» в своем классе. Это было что-то… Я волновалась, как все пройдет. Я продумала, как и что сказать. Мама, конечно, незримо присутствовала рядом (дома я получила «ценные указания» от нее) и это меня вдохновляло на подвиги.  Мои одноклассники, которые подшучивали над нами, медиаторами, превратились в милых, искренних, иногда стесняющихся мальчиков. Рассказывали о том, что для них ценно и что их поддерживает в жизни. Мы не привыкли к таким разговорам.  Круг сблизил нас. Я чувствовала, что в этом есть и моя заслуга!

А список ценностей нашего класса теперь  висит у нас на видном месте…

Школа № 63, Мариуполь

 *** Есе публікується мовою оригінального тексту.